История подготовки и организации этого концерта достаточно подробно рассказана и Р. Фуксом, и В. Ефимовым. Однако обстоятельства самой записи до конца не известны, и явная неоднородность фонограммы пока не имеет полного объяснения.
Вот что рассказывал об истории концерта Р. И Фукс:
– Писали все за один раз, в актовом зале Ленпроекта. В феврале 1975-го. В этом зале акустика была довольно приличная, и рояль неплохой. Мой хороший знакомый, заведующий радиорубкой Леня Вруцевич, обеспечил аппаратурой, и запись прошла на высоком уровне. Насчет ударника даже не знаю... Помню, что на один из этих ленпроектовских концертов ударник вообще не пришел, и Аркадий отбивал ритм по газете. А писали этот концерт на три магнитофона, - Ефимов на "Яузу", я – на "Днепр-11", а Вруцевич – на "Тембр", студийный магнитофон. Длительность ленты у всех была разная, получились разные варианты. В дальнейшем, вероятно, при перезаписи делали и разные компоновки... Вот "Пропил Ванька" вообще пропал в тех фонограммах, что ходили по Союзу. Я его выпустил в Нью-Йорке на сборном диске.*
А "бэк-вокал" – это что? – те идиотские реплики по ходу песен? Это Ефимов старался, портил фонограмму. Правда, портил он только свою, ведь это и записалось только на его ленту.
... На гитаре играл скрипач Сема, я помню, как забирал у него скрипку, и подавал гитару.
Рудольф Фукс: "Со временем я расскажу всю правду". Дм. Петров. "Челябинская неделя", №46, 2002 г.
http://www.blat.dp.ua/rf/dpetrov.htm * "Пропил Ванька", упоминаемый Р. И. Фуксом – песня с другого концерта, репетиции на квартире В. Васильева. Р. Фукс действительно включил ее в сделанный им диск ("Родился я в Одессе", издано фирмой RCD в 1995 г.)
В. Ефимов сообщил также следующие детали:
– Запись была сделана не за один раз, а по крайней мере за два.
– После того, как была сделана 30-минутная запись (одна сторона бобины на магнитофоне "Яуза-10"), были переставлены микрофоны, а барабанщик ушел с записи.
Это полностью подтверждается фонограммой – после песни "Мой приятель – студент" (на 32 минуте) на фонограмме совершенно меняется панорама звучания инструментов, ударная установка больше не звучит, а ритм отбивается примитивными подручными средствами (– газетой, по вышеприведенному рассказу Р. Фукса). Реплики и подпевки среди песен, подаваемые В. Ефимовым, появляются тоже только с этого момента
– На последнем сеансе записи, состоявшемся через несколько дней, или даже через неделю, было записано несколько песен, последней была "Клен ты мой опавший", на которой закончилась лента. Сколько именно песен было записано во время этого сеанса, В. Ефимов затруднялся сказать, но однозначно относил сюда "Люблю я сорок градусов", "Постой, паровоз" и уже упоминавшийся "Клен".
На первый взгляд, эта версия также имеет основания – упомянутые песни несколько отличаются по стилю и по оркестровке от всех предыдущих. Однако, по мнению некоторых специалистов, панорама звучания остается той же – а это говорит о том, что микрофоны не переставлялись, и настройки аппаратуры не менялись. В актовом зале "Ленпроекта" оставить все в неприкосновенности на несколько дней вряд ли было возможно. Вероятно, необходим дополнительный аппаратурный анализ фонограммы.
Для установления оригинального вида этой записи необходимо дополнительное изучение других фонограмм – Р. Фукса (моно), и Л. Вруцевича. Фонограмма Вруцевича могла быть и стерео, если использовался магнитофон "Тембр-2С". Однако из имеющих сейчас хождение стереофонограмм этого концерта практически все – фонограммы В. Ефимова, с его репликами, которых на фонограмме Вруцевича быть не должно.
Имеется несколько стереофонограмм без ефимовских реплик, но они требуют изучения, так как уже в наше время было сделано несколько компьютерных псевдостереовариантов из монофонограммы.
Песня "В Одессе я родился" на фонограмме В. Ефимова идет в моноварианте и с заметно худшим качеством звука. Необходимо заметить, что имеющаяся сейчас у В. Ефимова фонограмма – не оригинал, а первая копия. На оригинале этой песни, скорее всего, не было. Сам В. Ефимов сейчас затрудняется вспомнить, с чьей фонограммы он дописал эту песню.В настоящее время известно и несколько вариантов монофонограмм. Все они отличаются друг от друга, и от фонограммы В. Ефимова, количеством песен, и незначительными нюансами в наличии/отсутствии обрывов, и дополнительными фрагментами, длительностью не более нескольких секунд. Более подробная информация об их составе и о сравнительном анализе будет опубликована по мере разработки.