Друзья форума · Гостевая книга ·
Личные сообщения() ·
Новые сообщения ·
Участники ·
Правила форума ·
Инструкции ·
Поиск ·
RSS
Ансамбль "Химик"-2014-Привет от Петербурга (320)
|
|
baca | Дата: Суббота, 29.03.2014, 18:02 | Сообщение # 16 |
Казак
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Выступление анс.Химик на концерте памяти А.Северного: http://www.youtube.com/watch?v=1TjGE_n-gpk&feature=youtu.be
|
|
| |
rubas63 | Дата: Пятница, 04.04.2014, 15:20 | Сообщение # 17 |
Есаул
Группа: Пользователи
Сообщений: 352
Статус: Offline
| Легендарный “Химик” - Борис Циммер. - Борис Яковлевич, Добрый вечер. Я благодарен, что вы согласились на сегодняшнюю беседу и, прежде чем мы перейдём непосредственно к разговору о записях Аркадия Северного с Вашим участием, я прошу рассказать немного о вашем инструменте. Жив ли он сейчас и откуда такой удивительно теплый звук?
- Добрый вечер. Да, инструмент со мной, хотя я уже очень давно не брал гитары в руки. Я всю жизнь работаю врачом, и музыкой никогда всерьёз не занимался. А моя гитара - это “MUZIMА”, очень старая. Она ещё с Ляйтцевской выставки, какого-то 1959 года.
- Это блюзовая гитара?
- Нет, это “доска”.
- “Доска”? Вот с таким замечательным звуком?
- А звук такой получался, наверное, не за счет гитары, а скорее за счёт аппаратуры. Аппаратура - “REGENT” 30 H, ГДР-овский усилитель. Вот через него всё и шло.
- Но, Вы знаете, звук-то хороший, звук замечательный был!
- Да, отвечал времени, 60-м, 70-м годам. А потом, конечно, он устарел. Сейчас с таким звуком уже не играют.
- Нет, почему же? Вот гитарист “Браво” - он любит такие старые штучки.
- Ну, “Браво” - да, здесь я согласен. Но они ведь тоже в таком стиле 60-х - 70-х выступают.
- Ну, на самом деле, я тоже являюсь поклонником вот какого старого гитарного звучания, и Ваши партии в записях с А. Северным, пусть и не выделялись особо в техническом плане, но звучат они очень выразительно, с той самой теплотой и чувством эмоционального накала, трогающим за душу. Поэтому я, наверное, и ваш поклонник тоже.
- Спасибо, спасибо. Очень приятно слышать.
- У Вас на этих записях весьма своеобразная техника звукоизвлечения - вибрато, очень схожая с техникой игры на домре…
- Да, возможно, но на домре я никогда не играл. Я же врач вообще. Поэтому всё это так, по ходу дела, что-то приходило в голову… Ведь мы играли часто даже не зная мелодии - после первого аккорда начинали подстраиваться…
- Что ж, начиная разговор о “Химиках”, я хочу сказать, что для многих эти записи были в буквальном смысле загадкой. Ведь Вы же помните легенду: Владимир Тихомиров сам долгие годы поддерживал информацию, или слухи о том, что всё это писалось в г. Нарва, и музыканты эти были то ли из Нарвы, то ли из Иван города…
- Да, но на самом деле, ни в какой Нарве мы, конечно, не были. А записывали всё на квартире у Володи Раменского, улица Олега Кошевого…
- Дом 12, квартира 1.
- Да, на первом этаже у Володи квартира была… Приходилось там занавешивать от шума окна и т.д.
- Вы не скажите два слова о том, как происходили эти концерты?
- Как происходили… Ну, Тихомиров звонил мне, мы тогда с ним были приятели. Звонил и говорил, что на следующей неделе, там, в пятницу или когда, приезжает Аркаша, Северный, и вот надо там ему что-нибудь саккомпанировать. А у меня был тогда свой коллектив, небольшой…
- Вы где - то уже играли тогда?
- Да, я играл на свадьбах, в ресторанах, на подменах играл. Постоянно я нигде не играл. Потому, что всё время с утра я занят, я врач, и до пяти работал. А вечером мы уже где-то играли. У меня был свой коллектив постоянный. Басист, с которым я потом лет 20 ещё играл…
- Морозов.
- Морозов, да, Вася. Потом, Маша - певица наша. Барабанщик тогда был другой, когда был Аркаша. Он плохо кончил и... молодым умер, очень давно. И, после этого, я поменял барабанщика, и всё оставшееся время играли уже с другим…
- Вы не могли бы назвать весь состав вашего коллектива.
- Володя Вахромеев: барабаны, Вася Морозов: бас- гитара, ну меня вы знаете, и Маша Иванова: певица. Вот наш состав был, а потом я уже играл с другим барабанщиком - Резвухиным Сашей, это уже после Северного.
- Понятно. Давайте теперь поговорим о первой записи Аркадия Северного с вашим участием.
- Ну, всего было две записи.
- Две?
- Да, всего две. Из них уже компоновали концерты потом, наверное. Первая у меня хранилась ещё на бобине долгое время, а потом я её выбросил. Она мне что-то стала не интересна. Но, это было уже лет 20 назад.
- Первая, Вы имеете в виду та, на которой Николай Резанов присутствует?
- Нет. На первой записи Резанова не было. Там были только мои музыканты. Пели тоже - я и Маша. Я там на еврейском что-то пел... А потом нас ещё раз приглашали, где-то уже через несколько месяцев. И мы ещё раз писались, уже с Колей Резановым, со скрипкой, и тоже Маша что-то там пела…. (Здесь Борис Яковлевич видимо что - то путает, т. к. по дате первой записью считается концерт с анс. "Чайка", известный как "Колода карт". На ней как раз он поёт одну песню на иврите, поёт М. Иванова и присутствует Н. Резанов на акустической гитаре. Что же касается двух концертов с анс. "Химик", то Н. Резанов ни на одном из них не присутствовал; скрипка Е. Фёдорова звучит только на втором концерте, а вот кому принадлежит партия ритм - эл. гитары, Борис Яковлевич кроме Н. Резанова так никого и не вспомнил. Версию о том, что играл сам Владимир Тихомиров, он так же не подтвердил. - А.Ч. ) Хотя, вот сейчас, когда мне передали эти записи, я так посмотрел: один концерт вообще не с Северным, а кто-то под него… Даже не концерт, а кусок записи…
- Это, видимо, репетиция попала на ленту и каким-то чудом сохранилась.
- Да, похоже на репетицию, я уже сейчас толком не помню… Текст там, какой- то тоже полублатной текст, его пел не Аркадий, а кто-то другой. А первый концерт мы писали практически втроем. Там должны быть гитара, бас-гитара и барабаны… А вот уже во втором концерте были скрипка, был Резанов, а как скомпонованы все эти вещи были потом, я точно не знаю. (На самом деле, сейчас уже есть полноценные компакт-диски с этими записями. Там получилось три концерта. Это двойные лазерные альбомы, более 90 минут звучания каждый. Первый носит названия “Колода карт”, концерт с анс. “Чайка”. Запись датируется декабрём 1977 года. Что касается двух остальных, то это “Первый” и “Второй” концерты с анс. “Химик”. “Второй концерт” был издан раньше всех, пластинка появилась в 1995 году, а оригинальная запись относиться к марту 1978 г. Следом за ней, в 1997 г. вышел “Первый концерт с ансамблем “Химик”, записанный в февраля 1978 г. И в 1999 г. - полная версия записи “А. Северный и ансамбль “Чайка”, под оригинальным названием “Колода карт”. Так, что все эти записи сохранились и дошли до нас в достаточно неплохом техническом качестве звучания. - А.Ч.)
- Хорошо. Итак, на сколько я понял, все выше перечисленные записи производились на квартире у В. Раменского.
- Да, на его квартире оба раза писали, завешивали там окна, делали акустику, улучшали одеялами, тканью…
- Не помните, на сколько магнитофонов производилась запись?
На один. С начала был магнитофон “AKAI”, по-моему. Сколько дорожек я не помню. А потом он поменял его…
- По моим сведениям один из концертов писали на магнитофон С. И. Маклакова, а вот запись другого производилась на отечественный “Ростов”, он тогда только вышел.
- Да-да, по-моему “Ростов”, он его ещё купил за какие-то большие деньги, с большой переплатой…
- Что касается фотографий, сделанных при этой записи: на них взят исключительно крупный план Аркадия и совсем нет музыкантов.
- На самом деле, мне не хотелось попадать в фото, и поэтому мы просили о том, чтобы нас в кадре не было. В общем, нарочно уходили от объектива. Времена были тогда не очень, и мы побаивались, и не хотелось светиться.
- То есть, фотографировали только Аркадия, а вы были в стороне.
- Ну да, он то был засвеченный.
- А у Вас сохранились снимки с вашим коллективом из тех времён?
- Из тех времён… Да, что- то есть. Если интересно, то как-нибудь покажу, при встрече.
- Спасибо, буду благодарен. Но, вернёмся к технике. Использовался ли вами ревербератор на этих записях?
- Да, пружинный. Он был встроен в сам аппарат “Regent” 30H. Это такая модель, которая шла с ревербератором. Линейка “Hamend”, фирма, которая делала эти немецкие усилители. Там была линейная задержка, которая создавала эффект объёма, объёмного звучания.
- Да, гитара действительно звучала великолепно, а на голос накладывались какие-либо эффекты?
- А голос, по-моему, тоже шёл через нас, но мы на него ревер ставили совсем не большой. Мы же все писали через один усилитель и степень реверберации регулировалась отдельно по каждому каналу. В один вход была подключена гитара, а во второй - микрофон. А далее, уже всё шло на микшерный пульт и магнитофон.
- Технический вопрос: когда играешь с ударными в одной комнате, вам удавалось слышать друг друга?
- Ну, вообще не очень, конечно. Было тяжеловато, много проблем было со звуком. Но мы уже махнули рукой, задача стояла быстро записать. Хотя писали мы там всё это целый день, с утра до вечера.
- С дублями?
- Нет. Практически так: он впервые прочитывал текст, Аркадий, по этой бумажке… Так, прочитал… Ага: “Ну, примерно получится так: та-та-да-та, та-да - да… Поехали!”. Тональность? Подобрали, примерно, по голосу: РЕ-минор. И вперёд! А на ходу уже ловили мелодию и всё остальное…
- То есть тон задавал Аркадий.
- Да, он задавал какой-то общий рисунок; басист набирал риф, а я уже обрабатывал мелодически.
- А вообще у вас не было пренебрежения к тому, что там почти везде т.н.“блатная” последовательность аккордов. Я по своему опыту знаю, что такая однообразность построения народных мелодий часто даже раздражает музыкантов. Вы не пытались как-то украсить, развить мелодически?
- Да там Аркадий сам даже какие-то рок-н-рольчики пытался изображать… А так, играли, как ложилось, и уже по ходу подстраивались друг под друга.
- В общем, не обращали внимания.
- Да, не обращали внимания. Нас это не очень интересовало - мы отыграли и ушли. Но, в то время, наверное, другое отношение к этому было. Это сейчас уже как антиквариат воспринимается, а тогда - скорей бы записать, получить, сколько нам полагается, и до свиданья!
- Понятно. В общем, всё рождалось в процессе записи, остановимся на этом.
- Это да, всё так и было.
- А потом Вам приходилось слышать отголоски своих записей?
- Да я их слышу лет 10 последних! Хотя я редко слушаю “Шансон” и всякие ночные радио. Я чаще слушаю либо классику, либо джаз. Но когда включал радио, то несколько раз попадал на свою собственную запись. И на исполнение Маши попадал, тоже по “Шансону”.
- Да, сейчас благодаря изданию серии “Ночное такси” Александром Фруминым, эти записи получили новое распространение, обрели, что называется, новую жизнь и новых слушателей. Но всё же печально, что ни на одном диске, из числа тех, что вы записали с Аркадием, нет ни Вашего имени, ни имен остальных музыкантов.
- Да Бог с этим, я не претендую… Честно говоря, я и не очень это слушаю. Я думаю, что сейчас бы всё сделал по-другому.
- Ну, это, на самом деле, общее мнение большинства музыкантов. Потому, что когда они переслушивают свои записи N-летней давности, то, как правило, резко протестуют против ранее сыгранного. Николай Резанов, по его собственным словам, тоже не в восторге от своего тогдашнего творчества. Ведь особых звуковых удач там не было… Но в этом-то и вся прелесть, весь дух и колорит этих, действительно живых и народных записей! Того, что делали люди сами. Ни по тому, что так было надо, а по тому, что это им хотелось делать. И поэтому, сейчас всё это воспринимается более чем достойно!
- Ну что ж, я рад, что наше творчество сейчас вызывает у слушателей интерес. Это, действительно, всё писалось без репетиции, живьём, с ходу, и в добавок, между прочим, под хорошим “шафе”.
- А, после записей с Аркадием, вы продолжали музыкальную деятельность?
- Конечно. Я тогда со своим коллективом, можно сказать, только начинал что- то делать. Но мы играли, в основном, в кабаках попсовую музыку, обычную для того времени. И закончили работать уже где-то в начале 90-х...
- То есть, все 80-е ещё "пахали"?
- Да. Ну, попсу играли в кабаке...Чисто с целью заработка. Для себя мало играли. Редко джаз исполняли, хотя хотелось…
- Борис Яковлевич, а Вы в качестве вокалиста выступали?
- Я? Да я в основном и пел. И певица была, басист пел - да все пели.
- Если можно, то расскажите как к вам пришла Маша Иванова.
- Ну, Маша, Маша… Она… Её выгнали из университета, по-моему… Но, это долго рассказывать… У неё папа - профессор-филолог был. Она и сама языки знала, училась на португальском факультете. Свободно владела английским, португальским, и хорошо так пела джаз. Джаз пела замечательно. Записей её нет, к сожалению. Разве что, кроме наших с Аркашей. Мы тогда вообще ничего не записывали, а просто играли.
- Но даже на этих записях чувствуется, что у неё хорошая вокальная школа.
- Это да, правда она пела там абсолютно пьяная… Трудно сказать, что у неё там получалось, я так послушал… Но то, что голос у неё был, это однозначно. Манера была своя. По тем временам это было неплохо. И мы играли с ней на свадьбах, на юбилеях, на банкетах… А потом, вскоре после этих записей, я её потерял из виду. Она вышла замуж и уехала куда-то со своим мужем. Он у неё закончил португальское отделение, и они уехали... Возможно, что и в Португалию, точно я не знаю. Вот и всё, наверное…
- Спасибо, Борис Яковлевич. И, в завершении нашей беседы, последний вопрос: после концертов с Аркадием, в конце 70-х, начале 80-х, Вам доводилось слышать эти записи у друзей, у знакомых или просто из окон во дворе. Словом, в те времена “Химики” звучали?
- Нет, я этих записей нигде тогда не слышал. Потому, что записи эти тогда куда-то уходили… Уходили, я знаю, в Прибалтику, ещё куда-то. В общем, были какие-то такие связи, они же в принципе продавались…
- Да, в те времена сеть коллекционеров была отлажена и хорошо функционировала. И подобные записи за очень короткий промежуток времени расходились практически по всей стране… Спасибо, мне очень приятно было с Вами общаться сегодня, я благодарен Вам за интереснейшую беседу, надеюсь, не последнюю!
- Да, взаимно. Я тоже вспомнил молодость… Мне на днях 60 будет.
- Долгих лет жизни Вам, здоровья и всего самого доброго!
- Хорошо. Вам спасибо, до свидания!
© Алексей Черкасов, 15 сентября 2004 г.
|
|
| |
Консул | Дата: Суббота, 05.04.2014, 12:28 | Сообщение # 18 |
Гетман
Группа: Администраторы
Сообщений: 2801
Статус: Offline
| rubas63, помню это интервью Черкасова. Тогда, в 2004 году это был настоящий прорыв.
|
|
| |
baca | Дата: Воскресенье, 13.04.2014, 16:59 | Сообщение # 19 |
Казак
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Привет из Питера!
Ставшая традицией встреча в день памяти Аркадия Северного.
Сообщение отредактировал baca - Воскресенье, 13.04.2014, 17:01 |
|
| |
neptunov | Дата: Воскресенье, 13.04.2014, 17:13 | Сообщение # 20 |
Гетман
Группа: Администраторы
Сообщений: 803
Статус: Offline
| baca, Василий,спасибо за видео!
Áudentés fortúna juvát.
|
|
| |
АнтЕвгЩербаков | Дата: Воскресенье, 13.04.2014, 18:31 | Сообщение # 21 |
Войсковой старшина
Группа: Спецкор
Сообщений: 494
Статус: Offline
| Василий спасибо! Вечная память!
|
|
| |
Консул | Дата: Воскресенье, 13.04.2014, 23:11 | Сообщение # 22 |
Гетман
Группа: Администраторы
Сообщений: 2801
Статус: Offline
| baca, Василий, благодарю!
|
|
| |
|