Блат-проспект
Четверг, 28.03.2024, 22:15
Авторские права на все материалы, размещенные на форуме, принадлежат их владельцам. Все аудио- и видеоматериалы форума представлены исключительно в ознакомительных целях. За использование посетителями представленных материалов в иных целях Администрация форума никакой ответственности не несёт.

Друзья форума · Гостевая книга · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Инструкции · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ПУБЛИЦИСТИКА, ПЕРИОДИКА » Наши публикации о жанре » Классификация направлений жанровой песни

Классификация направлений жанровой песни
ЧepноморецДата: Воскресенье, 20.05.2012, 22:31 | Сообщение # 1
Гетман
Группа: Администраторы
Сообщений: 407
Репутация: 703
Статус: Offline
Классификация направлений жанровой песни

© Черноморец, Консул, 15.01.2012

Жанровая или блатная песня, которую сегодня принято называть русским шансоном, на пути своего развития претерпевает массу изменений, в процессе адаптации к переменчивым социальным, политическим, экономическим и пр. условиям. На сегодняшний день гораздо проще создать книгу или снять документальный фильм о жанровой песне, чем дать ей точное определение и привести чёткую, аргументированную классификацию её направлений. Даже наиболее оптимистично настроенные поклонники русского шансона смирились с мыслью, что жанр находится в состоянии кризиса, и когда он выйдет из него – неизвестно. Тем не менее, настоящий жанр в лучших его традициях никуда не исчез, он как и прежде не публичен и не признан на официальном уровне. Очевидно, он сознательно ассимилируется в потоке низкопробной музыкальной продукции. Среди вороха откровенной халтуры и музыкального ширпотреба человеку, открывающему для себя жанр, довольно непросто найти для себя что-либо действительно интересное и качественное.
По нашему убеждению, умение правильно идентифицировать направления жанровой песни и смежные ей жанры (которые зачастую отождествляются) даёт возможность избежать различного рода заблуждений, искажений в понимании жанра как основного музыкального направления, части нашего культурного наследия. Классификация должна производиться на основе нескольких критериев. Каждый из них по-своему раскрывает сущность жанровых направлений, в результате возникает возможность получить наиболее полное и объективное представление как о жанре в целом, так и об отдельных его направлениях.
Первый критерий – исторический, позволяет классифицировать жанр по его исторически обусловленным этапам развития, характеризующимся видоизменениями его формы и содержания. Согласно этому критерию жанровая песня делится следующим образом:
1. Каторжные, острожные песни (до сер. ХIХ в.)
Острожные, каторжные песни составляли существенную часть песенного репертуара в народной традиции и до сер. ХІХ в. являлись частью народного фольклора. Как самостоятельное музыкальное направление жанровая песня выделилась из обширного пласта песен воли-неволи (разбойные, острожные, каторжные и др.) не позднее середины XIX века.
2. Ранняя жанровая эстрада (1890-е - 1920-е)
В конце ХIХ – начале ХХ века блатная песня на волне повышенного интереса публики к «миру отверженных» проникла на эстраду. В амплуа «босяков» на кафешантанных и садовых эстрадах выступало множество одетых в живописные лохмотья куплетистов, исполнителей сатирических, комических, «жанровых», «одесских» и др. песенок и сценок, комические дуэты, квартеты. Наибольшую известность в «босяцком» жанре приобрели С. Сарматов, Ю. Убейко, С. Ершов (Сокольский). В том же жанре, но уже с «жалостливыми» «песнями улицы» с успехом выступали А. Загорская, а также певицы, скрывшие свои имена под характерными сценическими псевдонимами Ариадны Горькой, Тины Карениной и просто Катюши Масловой. Юлиус Хартевельд с 1906 по 1909 г.г. собирал в Сибири тюремные песни, песни сибирских каторжников, публиковал их, исполнял на концертах. Интерес к ним в обществе, "беременном революцией", был большим. Их с удовольствием слушали студенты, либеральная интеллигенция и мелкие буржуа, не брезговали ходить на концерты собирателя каторжного фольклора и маститые композиторы, искавшие новые музыкальные темы для своих произведений. В 1909 г. Гартевельд издал в Санкт-Петербурге 12 обработок песен каторжан на грампластинках, сопроводив их своей брошюрой. Жанр «песен каторги и ссылки», «песен неволи» нес в себе элементы социального протеста. В театрализованном исполнении тюремных песен специализировались многие эстрадные певцы, вокальные дуэты и квартеты (наиболее известны квартеты «сибирских бродяг» А. Гирняка и Т. Строганова). Со временем социальная тематика все чаще отходила на задний план, вытесняемая «жестоким» романсом и откровенной блатной песней. Свою лепту в поэтизацию на эстраде уголовных нравов внесли и вошедшие тогда же в моду экзотические «танцы апашей», в подражание которым на эстрадах рабочих предместий появляются песенки и сценки, повествующие о «героях» отечественного блатного фольклора.*
3. Песни гражданской волны и золотого НЭПа (1920-е - сер. 1930-х)
Наиболее широкое распространение на эстраде блатная песня получила в годы гражданской войны и НЭПа. Разгул бандитизма и преступности, громкие «подвиги» Мишки Япончика, Леньки Пантелеева и сотен других уголовников наводили ужас на обывателя. К этому надо добавить беспризорщину, общую неустойчивость жизни угарную атмосферу ресторанов, богемно-артистических подвалов и прочих питейных заведений, бывших зачастую одновременно и воровскими притонами. Все это создавало необычайно благоприятные условия не только для расцвета блатного фольклора, но и для создания в литературе, театре и на эстраде привлекательного для многих образа бесшабашного и удачливого вора, «фартового мальчика», «аристократа», умеющего не только весело и «красиво» грабить, убивать и «отрываться от лягавых», но и «красиво» любить и страдать. В начале 20-х гг. именно этот образ утверждается на эстраде в «песнях улицы» Н. Загорской, с успехом выступавшей на лучших площадках, в репертуаре комического «Квартета южных песен» Н. Эфрон, с легкой руки которого «пошли в народ» «Алеша — ша!», «Ужасно шумно в доме Шнеерзона» (текст М. Ямпольского), «Жора, подержи мой макинтош» и прочие образцы «одесского фольклора». С конца 20-х гг. самым популярным исполнителем такого репертуара вольно или невольно становится Л. Утесов. Уже в первой программе созданного им Теаджаза (1929) прозвучали сразу же ставшие своеобразной «классикой» песни «С одесского кичмана» и «Гоп-со-смыком». В 1932 эти песни были записаны на грампластинку и получили широчайшую известность, положив начало тому, что было презрительно названо критикой «утесовщиной». После этого Утесов уже никогда не пел блатных песен в их подлинном, неотредактированном виде, но тем не менее какое-то время не мог и полностью отказаться от них, понимая, что именно они составляли в те годы основу его растущей популярности как эстрадного певца. Поэтому вскоре в репертуаре Теаджаза, а затем и на грампластинке (1934) появляются переработанные, снабженные новыми, вполне «нейтральными» текстами (но легко узнаваемые!) «Мурка» («У окошка») и «Подруженьки». На правах образной характеристики уголовного мира блатная песня вошла во многие театральные постановки («Республика на колесах» Я.Мамонтова (1928), «Аристократы» Н.Погодина (1934) и др.) и кинофильмы («Путевка в жизнь» (1931), «Котовский» (1943) и т.д.).*
4. Песня раннего подполья, эмигранты І волны (сер. 1930-х - 1950-е)
Вадим Козин, Александр Вертинский, Пётр Лещенко, Константин Сокольский… Их песни звучали чуть-ли не в каждом доме в двадцатые, тридцатые, сороковые годы прошлого века. Не секрет, что песни русского зарубежья были в те далёкие годы под негласным запретом. Главрепертком составлял списки грампластинок, запрещённых к ввозу в Советский Союз, причём списки эти не подлежали разглашению. К примеру, официальная советская пропаганда во времена Сталина характеризовала Петра Лещенко таким образом: «Самый пошлый и безыдейный белоэмигрантский кабацкий певец, запятнавший себя сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами». Тем не менее, такие пластинки имели большую популярность, поэтому привозили их практически все, кто мог свободно ездить за границу - моряки дальнего плавания, спортсмены, артисты, дипломаты, партийные работники. Но иногда, несмотря на различные ухищрения, таможня перехватывала часть контрабанды. Пластинки, удачно прошедшие испытание таможней, продавались из-под полы за хорошие деньги. Так, под безобидной этикеткой «Марша танкистов» или «Орлёнка» нередко скрывались чрезвычайно популярные, но запрещённые танго, фокстроты – шедевры русского песенного творчества, интерес к которым не иссякает по сей день. Ещё до войны в Ленинграде была создана "Экспериментальная фабрика грампластинок" во главе с инженером Владимиром Заикиным. Фабрика выпускала пластинки певцов русского зарубежья в переписи с рижских пластинок. Предназначение - для личного пользования партийных чиновников и их семей. Сейчас эти пластинки - большая редкость. Их можно узнать по толщине, тяжести и по этикетке, выполненной фотографическим способом или написанной от руки женским почерком на сероватой или голубоватой бумаге.**
5. Музыка на рёбрах (1950-е - 1960-е)
Про т.н. "песни на рёбрах" слышали, наверное, все. Но сегодня далеко не каждый представляет себе, как это выглядит, а, тем более, как это звучит. Для этой записи использовался материал, который назывался "триацетатная плёнка" (основа рентгеновского снимка), хотя на заводах по производству таких плёнок можно было достать эту основу чистой (без эмульсии). Запись проводилась при скорости 78 об.\мин. Данные пластинки надо было аккуратно воспроизводить на патефонах и граммофонах из-за мягкости материала и склонности к прорыву пластинки. Для записи таких пластинок использовались трофейные аппараты "Zonder" или самодельные ламповые аппараты. В 1980-х годах эти аппараты были заменены транзисторными аппаратами, работающими на скорости 33 об.\мин. Серийно эти аппараты выпускались Киевским Экспериментальным заводом радиоаппаратуры (КЭЗРА) и назывались они АМЗ-3, АМЗ-3.1, АМЗ-5.
В конце 1950-х годов начался массовый рост количества радиохулиганов, пик развития данного явления пришелся на 1965-1975 годы. Радиолюбители собирали самодельные передатчики (их еще называли «шарманками»), работающие на волнах среднего диапазона, и выходили в эфир. Для многих это был чуть ли не единственный способ послушать песни, которые были в то время «вне закона». Приемники использовались и старые ламповые, и начинавшие появляться транзисторные. Мощности самоделок хватало, принимать сигнал в пределах небольшого города, и даже в прилегающих городах. Качество приема, по теперешним меркам, было невысокое. Нелегально выходивших в эфир радиолюбителей называли радиохулиганами. Включив радиоприемник на средних волнах, можно было принимать множество радиостанций, транслирующих самую различную музыку: от «Beatles» и «Deep Purple», до неизвестных самодеятельных исполнителей песен собственного сочинения под гитару, баян и пр. Если говорить о жанровой песне, то радиохулиганские эфиры широко популяризировали таких исполнителей, как Александр Спиридонов (Комар), Эрик Кролле, Александр Шамин, Саша Ахтырский (Белостоцкий), Стас Сорокин, Михаил Светлов, Серж Никольский и др.
6. Золотой магнитиздат (1960-е - сер. 1980-х)
«Интеллигенция поёт блатные песни…» - именно так известной фразой Евгения Евтушенко можно коротко охарактеризовать данный период развития жанра. Под запретом оказались не только антисоветские, лагерные, дворовые песни, но и всё, что не способствовало активному формированию духовного облика строителя коммунизма, не воспитывало в советских людях высоких моральных качеств, преданности коммунистическим идеалам, чувства гражданственности, социального патриотизма и социалистического интернационализма. А если серьёзно – то система стремилась «планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты». Разумеется, контролировать столь мощный, непреодолимый поток продуктов самодеятельного, подпольного творчества система, несмотря на всю свою мощь, была не в состоянии. Актёры театра и кино, инженерно-технические работники, партийная элита и даже академики – мало кто мог отказать себе в удовольствии послушать, а иногда – и самому исполнить запрещённый, подпольный репертуар. Справедливости ради необходимо отметить, что в среде рабочего класса, «простого люда» блатные песни пользовались не меньшим успехом. Аркадий Северный, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Владимир Сорокин, Константин Беляев, Виталий Крестовский, Алик Берисон, Гриша Бальбер, Алик Фарбер (Ошмянский), Александр Розенбаум, Александр Новиков, «Братья Жемчужные», «Черноморская чайка», «Магаданцы» и т.д. – это далеко не полный список наиболее ярких представителей жанровой песни, их песни получили широкое распространение именно благодаря т.н. феномену советского магнитиздата, когда самодеятельные магнитофонные записи, по сути, являлись единственным носителем андерграундного творчества, запрещённого на официальном уровне. Что касается т.н. «эмигрантов», то виниловые диски Ивана Реброва, Бориса Рубашкина, Теодора Бикеля и др. также пользовались успехом и имели широкое хождение благодаря подпольной звукозаписи, а за откровенно антисоветские вещи, как например легендарная пластинка «Gulag Song» Славы Вольного (ФРГ, 1974) – можно было нарваться на неприятности с законом.
7. Песни перестройки, эмигранты ІІІ волны (сер. 1980-х - нач. 1990-х)
В конце 1970-х – начале 1980-х годов, не «за туманом», а в поисках длинного рубля (точнее доллара), или же в поисках убежища от преследований, а в некоторых случаях – и с целью реализации своего творческого потенциала, «девятым валом» накатила на Соединённые Штаты третья волна русской эмиграции. Вилли Токарев ( анс. «Дружба») – эмигрировал в США в 1974 г., где «прошел долгий путь от разнорабочего, почтальона и таксиста до кумира русскоязычной эстрады и звезды тогдашнего «Брайтона». Анатолий Могилевский (солист ВИА «Самоцветы») эмигрировал в США в 1978 г. Михаил Шуфутинский (руководитель ВИА «Лейся, песня») – в 1981 г., а Михаил Гулько – в 1980-м. За плечами этих, и многих других исполнителей на тот момент уже был большой опыт работы на эстраде, а в случае Михаила Гулько – это т.н. ресторанная школа, а также концерты в тюрьмах и лагерях (которые в последствии легли в основу мифа о лагерном прошлом певца). Именно поэтому записи данного периода – это образцы исполнения классических блатных песен, а также новых на тот момент авторских песен Вили Токарева, Александра Розенбаума и др., ставших на сегодняшний день классикой жанра. Культовыми стали такие жанровые работы, как «В шумном балагане», «Над Гудзоном», «Золото» Вили Токарева, «У нас в Одессе это не едят» Анатолия Могилевского, «Синее небо России», «Сожженные мосты» Михаила Гулько, «Побег», «Атаман» Михаила Шуфутинского и др. Большую популярность имели записи Бориса Сичкина, Любови Успенской, Григория Диманта, Майи Розовой, Владислава Медяника и т.п.
Наиболее яркими представителями песен перестройки являются Владимир Асмолов, Николай Тюханов, Анатолий Полотно, Александр Бычков, Алексей Ширяев, Борис Берг, Борис Драгилев. Основной характеристикой репертуара тех лет является остросоциальная направленность песен, критика власти. Характерной особенностью песен перестройки является юмор, самоирония, которые, по сути, и помогли народу выжить в столь непростые времена. А вот лагерно-тюремная тематика, напротив, была несколько сглажена, согласно требованиям того времени. В жанре широкое применение получило электронно-синтезаторное звучание.
8. Криминальный шансон (1990-е - нач. 2000-х)
И вот настало время, когда падению страны сопутствовало падение всяческих запретов. Подобно временам НЭПа, в странах СНГ «процветали» бандитизм, нищета, произвол. Всё это, наряду с отсутствием цензуры способствовало появлению в жанре нового течения, его, между прочим, так и называли – «криминал». Если в 1960-е – 1970-е годы подавляющее большинство жанровых исполнителей были представителями интеллигенции, то в 1990-е – это были в большинстве своём люди простые, «из народа», рабочих профессий, без высшего образования, иногда – с уголовным прошлым. Манера исполнения в большинстве случаев была приблатнённой, с характерной хрипотцой. Тексты поражали своей простотой и точностью, с которой самодеятельные авторы освещали злободневные проблемы общества – без каких-либо прикрас, но почти всегда с точки зрения человека, имеющего отношение к уголовному миру. В середине 1990-х годов началась коммерциализация песен криминала. Сначала это музыкальное направление начали отождествлять с т.н. «русским шансоном». Успех был ошеломляющим – альбомы Михаила Круга, Сергея Наговицына, Ивана Кучина и др. подобных исполнителей расходились рекордными тиражами на кассетах, а позже – на CD. Выпускающие компании соревновались между собой за получение прав на тиражирование альбомов народных «шансонье», бесчисленным количеством на прилавки вбрасывались сборники «русского шансона». Но «шансонье» на тот момент было не так уж и много, а преуспевающий лейбл стремился к расширению рынка сбыта продукции, в результате чего под видом «русского шансона» начали выпускать продукцию совершенно не относящихся к нему музыкальных направлений, что на сегодняшний день привело к неразберихе и захламлению жанра. В итоге под словосочетанием «русский шансон» каждый понимает то, что ему больше нравится, и при этом каждый прав.
9. Поп-шансон (нач. 2000-х - настоящее время).
Возникновение этого направления так же вполне закономерно. Если 1990-е годы были характерны развалом государственности, то в 2000-х ситуация изменилась, на смену развалу и анархии начал приходить элементарный порядок. Но жанровая песня никогда не вписывалась, и не будет вписываться ни в какую систему, будь по социализм, капитализм или конституционная монархия. Она по определению является андеграундной, идущей вразрез массовой культуре. Для неё характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, иногда - отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций. Однако времена запретов и цензуры остались позади, казалось бы, государство лишено рычагов воздействия на столь неудобное и невыгодное музыкальное направление. Поэтому система, в своём стремлении подавить блатную песню пошла по другому пути. Был запущен Процесс Подмены Понятий. Обществу навязан стереотип, что «русский шансон» – это просто хорошая песня, и не более того. Поэтому в действие были запущены проекты типа Андрея Бандеры, Рады Рай, Стаса Михайлова. Наверняка им самим невдомёк, почему кто-то так настойчиво и упорно отождествляет их с абсолютно чужим для них «русским шансоном». Цель очевидна – если что-то мешающее нельзя уничтожить, то его надо просто изменить так, чтобы оно не мешало, т.е. разрушить изнутри. Именно поэтому подавляющее большинство исполнителей, которые раньше считались мэтрами жанра, так резко сменили репертуар. Кто-то ударился в безобидную лирику, кто-то в откровенную попсу, кто-то полез в философские дебри, но все в один голос заявляют: время не стоит на месте, оно меняется, меняются и наши песни.
Самое интересное, что блатная песня в неизвращённом её понимании никуда не исчезла, продолжает своё развития. Как и прежде, она под негласным запретом – полностью отсутствует на радио, телевидении, а приобрести компакт-диски исполнителей, неизменно работающих в этом жанре, довольно непросто. Но в интернете пока существует возможность ознакомиться с их творчеством. Как правило, обсуждаются подобные записи не особо бурно, большого резонанса не имеют, т.к. подавляющее большинство публики интересуется в первую очередь т.н. поп-шансоном - тем, что им навязывают. Такой эффект достигается путем бесперебойной трансляции по радио и телевидению, плановыми концертами, фестивалями, церемониями типа «Шансон года» и пр., ведь слугам системы хорошо известен закон, согласно которому именно предложение порождает спрос, а не наоборот. Вот так и поднимают на поверхность весь этот ширпотреб, который, как известно, не тонет, а интересные жанровые исполнители были, есть и будут для основной массы слушателей оставаться в тени. Это Анатолий Мезенцев, Юрий Куплетный, Валерий фон Эргардт, Валентин Куба, Александр Волокитин и др.
Просматривая каталоги альбомов исполнителей на сайтах, посвященных «русскому шансону», даже самый опытный и владеющий темой коллекционер, собиратель, слушатель откроет для себя много неожиданного, нового и ранее неизвестного. Проблема лишь в том, что неожиданности эти неприятные, новинки однотипные, шаблонные, а неизвестность тех или иных альбомов связана скорее не с редкостью материала, а с тем, что к жанру он не имеет никакого отношения, потому он не может, и не должен быть известен почитателям блатной песни. В начале статьи мы отметили, что умение правильно идентифицировать направления жанровой песни и смежные ей жанры (которые зачастую отождествляются) даёт возможность избежать различного рода заблуждений, искажений в понимании жанра как самостоятельного музыкального направления. Возможно, кто-то слушает музыку, не задумываясь о том, к какому жанру она принадлежит, дескать, делит музыку по критерию «нравится – не нравится». Поэтому, подробно расписав исторический критерий классификации жанра, можно было бы с чистой совестью завершить данную статью. Однако не угасающие и порою болезненные дискуссии на эту тему говорят о том, что многим любителям жанра данные вопросы далеко не безразличны. Поэтому ещё раз вернёмся к началу статьи, где мы отметили следующее: «классификация должна производиться на основе нескольких критериев, каждый из них по-своему раскрывает сущность жанровых направлений, в результате возникает возможность получить наиболее полное и объективное представление как о жанре в целом, так и об отдельных его направлениях». Итак, продолжим…
Второй критерий – тематический, согласно которому основным отличительным признаком для классификации жанра является тематика песен. В отличие от исторического критерия, где у каждого периода существуют более-менее чёткие границы и характерные особенности, здесь открыто широкое поле для фантазии. Мы предлагаем следующую классификацию (каждый из вас может изменить или дополнить её по своему усмотрения, или же предложить свою, принципиально новую):
1. Остросоциальные (лирический герой (гражданин) <-конфликт (взаимосвязь)-> общество, власть, государственный строй, социальная несправедливость).
2. Социально-бытовые (лирический герой («маленький» человек: муж, работяга, сельский парень, пьяница, барыга, нищий, наркоман) <-конфликт (взаимосвязь)-> семья, друзья, знакомые, магазин, милиция, публичный дом, вокзал, работа, ресторан, застолье).
3. Каторжанские, лагерные, тюремные (лирический герой (каторжанин, ЗК) <-конфликт (взаимосвязь)-> Система).
4. Блатные, уличные, дворовые (лирический герой (шпана, карманный вор, жулик, хулиган) <-конфликт (взаимосвязь)-> милиция, граждане).
5. Городской романс, жестокий романс (лирический герой (городской повеса, хулиган, романтик, влюблённый, поэт) <-конфликт (взаимосвязь)-> любовь, чувства, измена, предательство, обман).
6. Криминальные, бандитские (лирический герой (бандит, уголовник, беспредельщик, рецидивист, «новый русский») <-конфликт (взаимосвязь)-> закон, общество, совесть, понятия.
7. Песни Гражданской войны (лирический герой (белый офицер, атаман, казачий повстанец, партизан, анархист) <-конфликт (взаимосвязь)-> красные-белые, интеллигенция - повстанцы, государственный переворот, общественный строй).
8. Эмиргантско-ностальгические песни (лирический герой (эмигрант, гастарбайтер, изгнанник Родины) <-конфликт (взаимосвязь)-> Родина, страна проживания, тоска по Родине, ностальгия, непринятие чужой культуры, способа жизни, понятий).
9. Песни «за Одессу» (лирический герой - коренной одессит, хулиган, жулик, спекулянт, обобщающие персонажи одесского фольклора (Тетя Беся, Тётя Двойра, Рабинович и прочие), песням присущ одесский юмор, преимущественно весёлый ритм с элементами клезмера).
10. Скрабезные песни (лирический герой (командировочный, неверный муж, любовник, любовница, проститутка) <-конфликт (взаимосвязь) -> общество, среда обитания, секс, публичный дом, вокзал постель, пьянка, милиция).
11. Стилизации и адаптации.
Как уже отмечалось, очень часто жанровая песня отождествляется со смежными ей жанрами – ретро, романс, авторские и военные песни, фолк и др. Поэтому следует чётко понимать, где мы имеем дело со стилизацией или адаптацией, а где к примеру романс или фолк в чистом виде.
Третий критерий – технический, позволяет классифицировать жанр в зависимости от устройств записи и воспроизведения звука.
1. Грампластинки
2. Музыка на рёбрах
3. Магнитиздат, радиохулиганы
4. Кассетный шансон
5. Цифровой шансон
Характерной чертой данного критерия является то, что основные этапы развития звукозаписи тесно ассоциируются с этапами развития жанровой песни, следовательно, точкой отсчёта для классификации жанра является конец XIX – начало ХХ века, когда были произведены первые записи песен.
Таким образом, мы провели классификацию жанровой песни по трём критериям – историческому, тематическому и техническому. Критерии и подходы могут быть у каждого свои, как говорил Цицерон «Более поздние мысли обычно бывают и более разумными». Мы не претендуем на истину, но надеемся, что практическое применение этой статьи поможет любителям блатных песен разобраться в том, что они слушают.
---------Сноски:
* Левин Л. И. Блатная песня // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. - М.: "Олма-Пресс", 2004. С.79-81
** История, связанная с "Экспериментальной фабрикой грампластинок", довольно противоречиво освещается в разных источниках, а именно - в статье Рувима Рублёва "Пластинки-заики", в эссе Роберта Гордеева "Толстые пластинки" и других.


ВНИМАНИЕ!
По техническим причинам профиль данного пользователя не активен. Если у Вас будет необходимость обратиться к пользователю Черноморец в ЛС - пишите на этот профиль http://blat-prospect.ucoz.ru/index/8-133
 
Katyusha-SPbДата: Пятница, 05.07.2013, 09:45 | Сообщение # 2
Есаул
Группа: Худсовет
Сообщений: 325
Репутация: 455
Статус: Offline
Мда, целая "научно-популярная" статья. Интересно написано и познавательно.
Вот такого выражения как "песни на рёбрах" никогда не слышала.

Пишите больше таких заметок и насобираете на книгу. Будет здорово!

Спасибо за интересный материал, Павел и Александр!

С уважением,
Катюша


Будьте здоровы и жизнерадостны! Улыбайтесь!

Сообщение отредактировал Katyusha-SPb - Пятница, 05.07.2013, 09:45
 
АнтЕвгЩербаковДата: Пятница, 05.07.2013, 12:08 | Сообщение # 3
Войсковой старшина
Группа: Спецкор
Сообщений: 494
Репутация: 464
Статус: Offline
Катюша,вы еще патефонную иголку напильником не затачивали!Вот это удовольствие!Консул и Черноморец проделали замечательное научное иследование с квалификацией.Это очень нужное дело для тех кто хочет расставить все по полочкам в своем осмыслении жанра.
 
ГенриДата: Пятница, 05.07.2013, 20:46 | Сообщение # 4
Урядник
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо. Интересно было прочитать.
Ребята, а какие реально белогвардейские песни есть в репертуаре разных исполнителей??
Кроме стилизаций конечно))
Мне кажется, их нет
 
КонсулДата: Пятница, 05.07.2013, 22:00 | Сообщение # 5
Гетман
Группа: Администраторы
Сообщений: 2801
Репутация: 5000
Статус: Offline
Цитата (Генри)
Мне кажется, их нет

Генри, всё с чем мы сталкиваемся в жанре на этот счёт, действительно стилизация. Порой удачная, порой не совсем, но стилизация. sad
 
ГенриДата: Пятница, 05.07.2013, 22:31 | Сообщение # 6
Урядник
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Репутация: 0
Статус: Offline
Консул, да в основном, то что было в этой теме до середины 90х, согласись, все более-менее интересно.
Я, вот, честно сказать, не люблю песни Талькова на эту тему.
Такие как Бывший подъесаул например...
Да и "Россия" тоже)))
во первых, религиозный подтекст, и "связали красным кумачом и опустили на колени"- спорно и неоднозначно.
С колен на колени нельзя опустить. С колен то поднялись именно при товарище Сталине, "хотит" этого кто или нет))
/ИМХО)))))/
 
КонсулДата: Суббота, 06.07.2013, 00:31 | Сообщение # 7
Гетман
Группа: Администраторы
Сообщений: 2801
Репутация: 5000
Статус: Offline
Цитата (Генри)
Консул, да в основном, то что было в этой теме до середины 90х, согласись, все более-менее интересно.

Генри, в целом - да. Можно вспомнить прекрасные песни Ю. Борисова, того же Раменского. Талькова я сам не особо ценю, да простят меня почитатели его творчества.
Цитата (Генри)
Да и "Россия" тоже)))
во первых, религиозный подтекст, и "связали красным кумачом и опустили на колени"- спорно и неоднозначно.
С колен на колени нельзя опустить. С колен то поднялись именно при товарище Сталине, "хотит" этого кто или нет))

Согласен на все 100%.
А вообще до 1990 года было написано очень много хороших песен на эту тему, которые не имели широкого хождения. Мы постараемся кое-что из этого донести в будущем до слушателей, если, как говорится, будем живы и здоровы.
 
Форум » ПУБЛИЦИСТИКА, ПЕРИОДИКА » Наши публикации о жанре » Классификация направлений жанровой песни
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024